Божественный земледелец
Авторство труда «Шеи Нонг Бен
Сяо Джинг» было приписано мифическому «божественному земледельцу»,
легендарному покровителю китайского травоведения, о котором говорили, будто бы
он «попробовал сам сто трав» и поведал об их свойствах человечеству. Так же
говорили, что он основоположник земледелия и животноводства в китайской
культуре. Настоящий автор книги неизвестен.
Знания о травах во время написания «Классических положений» были тесно
переплетены с алхимической практикой, целью которой было достижение
долголетия. Травы в «Классических положениях» расположены на оценочной шкале:
ниже всех на шкале — травы, изгоняющие болезни, посередине — корректирующие
нарушение баланса в организме, выше всех — а среди них и женьшень — те,
которые питают саму жизнь. Вот как описывается женьшень с «Классических
положениях»: «Его используют для восстановления пяти внутренних органов,
успокоения духа, обуздания эмоций, снятия возбуждения, противодействия вредным
влияниям, возвращения блеска глаз, просветления ума и прибавления мудрости.
Постоянное употребление обеспечивает долгую жизнь при сохранении малого веса».
В этот высший класс лекарственных средств входят тонизирующие травы —
пищеподобные вещества, которые можно принимать в течение длительного времени
при малом риске отравления. О них в «Классических положениях» говорится:
«Считается, что первый класс лекарств выполняет работу Создателя. Они не
ядовиты, независимо от количества и длительности применения».
В «Классических положениях» дается описание женьшеня,
но ничего не говорится об использовании его в сложных составах. Около 200 года
н. э. появился еще один китайский медицинский трактат, в котором из 113 формул
21 содержала женьшень. К середине XVII века 509 из 2216 рецептов одного
корейского текста включали в себя женьшень, что составляет почти четверть от
общего количества.
|